10 продуктов для ума, необходимых школьнику даже на каникулах
Жирная рыба и икра
Детям необходим животный белок, однако лучше его получать не из мяса, а из морской рыбы, ведь такая рыба (лосось, сельдь, скумбрия, сардины) богата еще одним ценным веществом – Омега-3. Эти кислоты ускоряют движение сигнала в головном мозге и потому крайне важны для школьников. В частности, Омега-3 активизируют такие функции мозга, как память, внимание и концентрацию.
Диетологи считают, что самый полезный завтрак для школьника — это бутерброд из хлеба грубого помола с небольшим количеством сливочного масла и рыбной икрой.
Овсянка
Овес считается одним из самых полезных злаков: он стимулирует кровообращение (в том числе и в мозге). Не забываем про витамины группы В, которых в овсе, как и во всех злаках, предостаточно. Эта группа витаминов нужна как для взрослых, так и для детей, потому что считается источником энергии, в которой нуждаются все клетки организма.
Грецкие орехи
В этих орехах содержатся ненасыщенные жирные кислоты Омега-3 и Омега-6. Они способствуют мозговой активности детей и поставляют полезный растительный белок. Также в грецких орехах есть лецитин, улучшающий память. В идеале, детям нужно давать не менее 5 ядер грецкого ореха ежедневно.
Черника
Состав черники, богатый антиоксидантами и витаминами, делает её особенно полезной для улучшения работы мозга. Эта ягода помогает отлично соображать, хорошо усваивать и запоминать полученные знания в любом возрасте. Кстати, она также способствует укреплению сетчатки глаза.
Какао и шоколад
Какао-бобы содержат магний — микроэлемент, необходимый для нормальной работы памяти. Поэтому свежесваренный горячий какао на завтрак обеспечит ребенка «долгой» энергией на весь день. Также какао способствует расширению сосудов, улучшению кровообращения, стимулированию мозговой деятельности и улучшению настроения. Если ваш ребенок любит шоколад, то полезным для ума будет именно горький, в котором содержание какао-бобов больше 60%.
Питание учащимся льготной категории
Перечень категорий учащихся, которые получают горячее питание за счёт средств бюджета
·учащиеся 1-4-х классов обеспечиваются бесплатным горячим питанием (основание: пункт 2.1 статьи 37 № 273-ФЗ);
·учащиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием (основание: часть 7 статьи 79 № 273-ФЗ);
С 01.09.2023 года в школе организуется льготное горячее питание для следующих категорий учащихся:
·учащиеся 1-4 классов на сумму 87,79 рублей в день.
·учащиеся с ограниченными возможностями здоровья - на сумму 146, 32 рубля (6 - 10 лет) , на сумму 170,12 рублей в день (с 11 до 18 лет);
·учащиеся 5 -10 классов из малообеспеченных семей, в которых среднедушевой доход на 1 человека не превышает величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в Красноярском крае, - на сумму 102,06 рублей в день;
Заявление на льготное питание учащихся 1-4 классов не требуется. Льготное питание остальных категорий учащихся носит заявительный характер. Школа рассматривает документы, принимает решение об обеспечении горячим питанием учащегося за счет средств бюджета либо об отказе в обеспечении горячим питанием учащегося за счет средств бюджета и уведомляет о принятом решении одного из родителей (законного представителя) учащегося с указанием причин отказа в предоставлении меры социальной поддержки в течение 3 рабочих дней после приема документов по форме, установленной школой. Список учащихся-получателей горячего питания за счет средств бюджета утверждается приказом директора школы. Право учащегося на получение горячего питания за счет бюджета наступает с первого учебного дня текущего учебного года на весь текущий учебный год. Подтверждение права учащегося на получение горячего питания в течение текущего учебного года осуществляется при необходимости в соответствии с действующим законодательством. Прибывшие (убывшие) или вновь выявленные учащиеся отдельных категорий учащихся 1-10-х классов, подлежащие получению горячего питания за счет средств бюджета, определяются приказом директора школы в течение 3 рабочих дней после приема соответствующих документов.
Диетическое питание - не предусмотрено.
Горячее питание в школе организуется как за счет средств бюджета, так и за счет средств родителей (законных представителей). Желающие получать горячее питание за счет средств родителей должны подать заявление. Классные руководители организуют работу с желающими питаться за счет родительских средств помесячно.
Правила столовой
От того, насколько правильно будет организовано питание в школе, зависит не только здоровье, но и качество обучения детей.
Основные правила работы пищеблока
1. Все, без исключения, сотрудники пищеблока соблюдают правила личной гигиены:
- приходят на работу в чистой одежде и обуви;
- оставляют верхнюю одежду, головной убор, личные вещи в гардеробной;
- коротко стригут ногти;
- перед началом работы тщательно моют руки с мылом, надевают чистую санитарную одежду в специально отведенном месте, после посещения туалета тщательно моют руки с дезинфицирующим мылом;
- при появлении признаков простудного заболевания или кишечной дисфункции, а также нагноений, порезов, ожогов сообщают в администрацию школу и обращаются в медицинское учреждение для лечения;
- сообщают о всех случаях заболеваний кишечными инфекциями в семье работника;
- не носят ювелирные изделия, не покрывают ногти лаком, не застегивать спецодежду булавками при изготовлении блюд, кулинарных и кондитерских изделий;
- принимают пищу в специально отведенном помещении.
2. К работе на пищеблок допускаются только здоровые лица, прошедшие медицинский осмотр в соответствии с действующими приказами и инструкциями, а также прослушавшие курс по гигиенической подготовке со сдачей зачета.
3. Контроль за соблюдением сроков прохождения (не реже одного раза в 3 месяца) медосмотров возлагается на медработника школы.
4 На каждого работника заведена личная медицинская книжка, в которую вносят результаты медицинских обследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, о сдаче санитарного минимума.
5. Ежедневно перед началом смены медработник проводит у всех работников пмщеблока осмотр открытых поверхностей тела на наличие гнойничковых заболеваний. Лица с гнойничковыми заболеваниями кожи, нагноившимися порезами, ожогами, ссадинами, а также с катарами верхних дыхательных путей к работе не допускаются и переводятся на другую работу. Результаты осмотров заносятся в журнал установленной формы.
6. В школьном пищеблоке имеется аптечка с набором медикаментов для оказания первой помощи.
7. Организация и рацион питания обучающихся обязательно согласовывается с органами Роспотребнадзора.
8. За каждым классом в столовой закреплены определенные обеденные столы.
9. Организацию обслуживания обучающихся горячим питанием осуществляется путем предварительного накрытия столов.
10. Обучающиеся не допускаются в производственные помещения столовой и не привлекаются к работам, связанным с приготовлением пищи, чистке овощей, раздаче готовой пищи, резке хлеба, мытью посуды, уборке помещений.
При формировании рациона питания детей и подростков и приготовлении пищи соблюдаются основные принципы организации рационального, сбалансированного, щадящего питания, предусматривающего:
- соответствие энергетической ценности (калорийности) рациона возрастными физиологическими потребностями детей и подростков;
- обеспечение в рационе определенного соотношения (сбалансированности) основных пищевых веществ в граммах;
- восполнение дефицита витаминов и других микроэлементов в питании школьников за счет корректировки рецептур и использования обогащенных продуктов;
- максимальное разнообразие рациона (разнообразие достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки);
- технологическая обработка продуктов, обеспечивающая вкусовые качества кулинарной продукции и сохранность пищевой ценности;
- соблюдение оптимального режима питания и правильного распределения суточного рациона по отдельным приемам пищи в течение дня.
При посещении столовой обучающиеся обязаны соблюдать следующие правила:
1. Общие требования.
1.1. Входить и выходить из помещения столовой спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок.
1.2. Не вносить в столовую сумки и портфели.
1.3. Не входить в пищеблок (на кухню).
1.4. Бережно относиться к мебели и посуде.
1.5. Не входить в столовую в верхней одежде.
2. Перед приемом пищи.
2.1. Перед едой вымыть руки с мылом.
2.2. Прибывать в столовую в соответствии с графиком приема пищи.
2.3. При получении обеда соблюдать порядок, пропускать младших.
2.4. Занять свое место за обеденным столом.
3. При приеме пищи.
3.1. Соблюдать правила культуры поведения за обеденным столом.
3.2. Не мешать приему пищи товарищей.
3.3. Не разговаривать во время приема пищи, не толкать соседей.
3.4. Осторожно, не торопясь, принимать горячую пищу.
3.5. Пустую посуду складывать возле себя слева, не допуская ее падения.
4. По окончании приема пищи.
4.1. Убрать свое место за обеденным столом (посуду сдать в мойку: отдельно тарелки, отдельно стаканы и ложки).
4.2. Тщательно вымыть руки с мылом.
5. В случае возникновения чрезвычайной ситуации (пожара, задымления и т. п.)
5.1. Немедленно сообщить дежурному учителю (повару) о замеченных признаках пожара, задымления и т.п.
5.2. Выполнять все указания дежурного учителя (повара).
5.3. В случае необходимости - покинуть помещение без суеты, пропуская вперед младших обучающихся.